Классификация пневматических устройств может быть осуществлена по различным признакам: по целевому назначению, по конструктивному выполнению, по структурным характеристикам и т. д. Целью классификации является систематизация их по определенному признаку для облегчения дальнейшего теоретического и экспериментального исследования, разработки инженерных методов расчета, изучения вопросов экономического использования и еще более широкого внедрения в практику проектирования новых машин. Институтом машиноведения АН разработана классификация пневматических устройств по структурным признакам, дающая связь этих устройств с методами их расчета.
В основу этой классификации положено преобразование в пневматических устройствах запаса энергии в сжатом или разреженном воздухе в механическую работу или обратное преобразование, что по существу и определяет метод расчета.
Если исходить далее из положения, приведенного в п. 2, о том, что пневматические устройства предназначены для изменения параметров воздуха с целью использования этих изменений для различных производственных назначений, то все пневматические устройства могут быть представлены тремя группами.
Во всех трех группах предусматривается, что сжатый или разреженный воздух взаимодействует с различного рода механическими частями или деталями. К первой группе относятся такие пневматические устройства, в которых может происходить изменение только пневматических параметров.
Во время работы таких устройств их механические части не перемещаются и никакого преобразования запаса энергии воздуха в механическую работу движущихся механических частей не происходит.
Вместе с тем в этой группе устройств может осуществляться (что в большинстве случаев и имеет место) — преобразование потенциальной энергии воздуха в его кинетическую энергию или обратное преобразование.